S90 ЧАСТЬ 1. Доводка

Главная
Акустика
Аудио
Статьи и заметки
Фотогалерея
Гостевая
Ссылки
Обо мне
Напишите мне
АкустикаАкустические системы → S90 ЧАСТЬ 1. Доводка

S90 - "легендарные" советские акустические системы широкого потребления. В этой статье изложены основные принципы доводки S90 и их клонов, которые советская промышленность делала из того, что было... Итак, обычная и широкораспространенная доводка заключается в следующем:

    Корпус
  1. Внутренняя герметизация корпуса АС;
  2. Увеличение жесткости корпуса (установка распорок);
  3. Правильное заполнение внутреннего объема;
  4. Внутренняя оклейка звукопоглощающими материалами СЧ стакана;
  5. Герметизация стыков динамик->корпус;
    Электрическая часть
  1. Исключение из схемы разделительных фильтров регуляторов СЧ и ВЧ уровней;
  2. Отключение пиковых индикаторов от кроссовера;
  3. Замена внутренней проводки на более качественную и пропайка всех соединений.

Рассмотрим по отдельности каждый пункт:

• Доработка корпуса

1. Внутренняя герметизация корпуса проводится для исключения паразитного излучения звука и воздуха из акустической системы. Поскольку НЧ динамик попеременно создает внутри корпуса разрежение и сжатие воздуха, то это приводит к тому, что через неплотности и плохие стыки просачивается воздух, создающий турбулентные потоки. В итоге получаем паразитные призвуки. Чтобы избавиться от них, надо разобрать корпус АС, промазать внутри все стыки герметиком или клеем ПВА.

2. Во всех S90 и ее клонах сильно ослаблена передняя панель. Хотя она достаточно толстая (от 20 мм), но она широкая и сильно изрезана (близкорасположенные отверстия под динамики, углубление для регуляторов и индикаторов). В практике же известно, что именно толщина (точнее массивность) передней панели (или той, на которой стоит динамик) влияет на вибросвойства всей АС. Поэтому ее необходимо делать наиболее толстой и массивной (желательно с "бутербродной" структурой).
В данном случае можем усилить переднюю панель за счет задней. Для этого необходимо поставить 4 распорки между передней и задней панелями в местах крепления НЧ динамика. Я использовал обычные бруски сечением 30x30, которые зафиксировал клеем и саморезами так, чтобы саморезы находились под шильдиком НЧ динамика (см.здесь).

3. Правильное заполнение внутреннего объема АС позволяет "виртуально" увеличить объем корпуса. Как показала практика, для использованных в S90 НЧ динамиков не хватает объема корпуса, в котором они работают. В результате это приводит к бубнению практически всех S90 и их клонов.
Правильным заполнением можно немного скомпенсировать данный недостаток АС. Во многих описаниях встречается, что при плотности заполнения 24 г/л объем увеличивается максимально, поэтому для 40 литрового корпуса необходимо 900 грамм распушенной ваты. В штатной комплектации внутри АС есть ватная "колбаска", закрепленная в верхней части корпуса. Поэтому необходимо добавить еще немножко - матик распушенной ваты, который надо поместить на задней стенки АС (за НЧ динамиком). В результате частично скомпенсируем недостаток объема АС. Но при "виртуальном" увеличении объема низкочастотный регистр получается несколько затянутым, поэтому стоит попробовать и решить для себя нужно ли такое заполнение или нет!

4. НЧ звено в подобной акустике "режется" фильтром на 500-700 Гц. Примерно до этих частот оклейка звукопоглотителем внутренних стенок АС малоэффективна (см.здесь), конечно если в корпусе нет стоячих волн. Поэтому нет смысла полностью оклеивать акустику изнутри войлоком или подобными материалами. А вот правильно "оформить" стакан СЧ звена просто необходимо. Как раз на средних частотах наиболее заметен эффект от звукопоглотителей.
Снаружи и изнутри СЧ стакан надо обклеить либо синтепоном (толщиной до 8 мм), либо натуральным войлоком (толщиной до 5 мм). Это, во-первых, усилит пластиковый стакан, во-вторых, подавит излучения тыльной стороны диффузора СЧ динамика, а значит и переотражения от нее.

5. Герметизация стыков динамик-корпус легко осуществляется при помощи обычного уплотнителя для дверей и окон с клейкой основой. Желательно использовать уплотнитель с профилем Р, так как он легче всего клеится по окружности. В некоторых случаях его можно зафиксировать, например, суперклеем. Также можно уплотнить стыки обычным герметиком. Для этого надо его нанести по окружности, соответствующей посадочному месту ГД, и равномерно размазать. После высыхания получиться не только уплотняющее кольцо, но и хороший демпфер. Правда это кольцо не так долговечно как уплотнитель и больше подвержена деформации.

• Доработка электрической части

6. В электрической части акустических систем сделано много "ляпов". Начнем с регуляторов уровней СЧ и ВЧ, которые в то время были частью дизайна большинства АС. В некоторых модификациях они представляют собой 3-х позиционные переключатели, в других - мощные переменные резисторы. В принципе идея не плоха - можно настроить уровни средних и высоких частот под себя, но только зачем это делать в самих акустических системах?! Ведь это призвание эквалайзеров и тембров так таковых или же встроенных в усилители мощности, где уровень сигнала мал и с ним можно делать что захочешь! В акустических же системах амплитуда сигнала большая, что приводит к применению мощных резисторов да и пассивная коррекция АЧХ всегда была хуже активной. Кроме этого такими регуляторами можно легко спалить ВЧ динамики, которые чувствительны к любым возмущениям вплоть до обратной ЭДС катушек НЧ и СЧ динамиков (как раз из-за этого делают би-вайринг). Да и вообще ступенчатое, а значит резкое переключение опасно для любых динамиков!
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод - все регуляторы необходимо исключить из фильтров АС. В самом простом случае, их можно просто отключить. Но в начале надо настроить ими уровни средних и высоких частот по своим ощущениям и после отключения измерить сопротивления регуляторов. За место же переменных резисторов поставить постоянные соответствующих (измеренных) номиналов мощностью: на СЧ - 10 Вт, на ВЧ - 5 Вт. Сами же регуляторы надо загерметизировать, например, приклеить изнутри АС фанерку, которая будет закрывать прорезь для вывода проводов от регуляторов. Я поступил именно так, но переменные резисторы (присутствуют в S90B,D,F) вообще убрал, заполнив пустые места эпоксидной смолой и сделав имитацию резисторов (см.здесь).

7. Пиковые индикаторы - атрибут беспредельщиков и дискотечных АС, поскольку при мощности, на которую они настроены слушать ничего уже нельзя! Во-первых, слишком высокое звуковое давление, во-вторых, сигнал крайне искажен, в-третьих, есть вероятность спалить динамики. В связи с этим, индикаторы можно отключить, тем более, что некоторые люди указывают на некоторое улучшение звука при этом.

8. Стандартная внутренняя проводка сделана почти из обычного монтажного провода, причем его сечения особенно для НЧ звена явно недостаточно. Поэтому его надо заменить на новый акустический медный кабель. И пусть он будет неизвестного происхождения, но разница будет сразу слышна, конечно это при условии наличия более менее нормального усилителя и источника.
В целях снижения затрат рекомендую кабель марки Belsis и подобный - очень хорошие кабели в силиконосодержащей изоляции. Правда реальное сечение таких проводов не соответствует заявленному. На НЧ при номинальном сопротивлении ГД 8 Ом хватит сечения (то, которое написано на изоляции кабеля) в 2-2,5 мм2, при 4 Ом - 2,5-3 мм2. На СЧ при 16 Ом - 1-1,5 мм2, при 8 Ом - 1,5-2 мм2. На ВЧ желательно одножильный кабель, тогда так называемый поверхностный эффект сойдет на нет. Но что-то конкретного из недорогих кабелей посоветовать не могу, если только КСПВ 4-х жильный с максимальным сечением каждого проводника. Ну или поставить многожильный (тот же Belsis) с сечением 0,5-0,75 мм2 для 25 Ом (16 Ом) и 0,75-1 мм2 для 8 Ом. При этом кабели необходимо припаивать непосредственно к клеммам динамиков и клеммам (элементам) фильтров, соблюдая при этом полярность подключения.

Вторая статья - S90 ЧАСТЬ 2. Доработка
Третья статья - S90 ЧАСТЬ 3. Моя доработка

• Ссылки по теме

  1. Скин-эффект - статья по теме;
  2. Поверхностный эффект не терпит поверхностного отношения.

Последнее обновление 28.08.2007


АкустикаАкустические системы → S90 ЧАСТЬ 1. Доводка