Концепция применения динамических головок.
На данный момент акустическая система, отвечающая моим требованиям, должна
состоять из минимального количества динамических головок - в идеале одного
широкополосного динамика.
В таком случае получаем точечный источник звука с линейной фазой излучения
и, как правило, с высоким КПД при отсутствии разделительных фильтров.
Правда такая система имеет множество недостатков - это, прежде всего,
большая неравномерность АЧХ (провалы в АЧХ и резонансы в области совместной
работы основного диффузора и дополнительного - рупора), резко плавающий
уровень гармонических и интермодуляционных искажений, узкая диаграмма
направленности на ВЧ, конструктивное и физическое ограничение диаметра
широкополосной головки, не позволяющее получить действительно масштабного
звука по сравнению с головками большего диаметра.
В итоге, кроме очень хорошего динамика (имеющего ровную АЧХ, низкий уровень
искажений и нормальную диаграмму направленности) необходимо бескомпромисное
акустическое оформление - установка широкополосной головки в рупор (задний
рупор, лабиринт, TQWP) для поднятия НЧ давления за счет излучения задней
поверхности диффузора.
Концепция применения акустического оформления.
Самое идеальное акустическое оформление (ИМХО) - это акустический экран (АЭ)
или открытый ящик (ОЯ) поскольку:
- При изготовлении динамиков все измерения происходят в бесконечном экране
(infinite baffle), следовательно, частотные характеристики головки будут
самыми оптимальными в АЭ;
- При установке динамика в АЭ излучение задней поверхности диффузора
практически не влияет на процесс звукоизлучения.
Однако, это по большей части относится к средним частотам... для эффективных
низов в ОЯ необходимы большие и мощные НЧ динамики (смотрите Jamo R909
[1]), а также солидная подводимая к таким АС мощность.
Оформление типа закрытый ящик не рассматриваю поскольку компрессионная
система (при среднестатистическом размере ящика) "убивает" как макро,
так и микродинамику звука.
Оформления типа фазоинвертор и TL не рассматриваю поскольку в них явно
ухудшаются (по сравнению с АС закрытого типа) переходные характеристики,
фазоинвертор "живет" своей жизнью - время нарастания фронта звукового сигнала
и длительность затухания его свободных колебаний определяется только
акустической добротностью фазоинвертора. Кроме этого, "жизни" ниже частоты
настройки ФИ у динамиков нет.
Итог.
На данном этапе, для себя решил, что мой выбор при создании акустической
системы - это среднеразмерный широкополосный динамик, установленный в
оформление TQWP [2]. При правильной настройке корпуса
получаем солидные (для комнаты 12-16 кв.м) низкие частоты, превосходные,
ничем не стесненные средние частоты!
Чтобы добиться хороших высоких частот в такой системе необходимо:
- Использовать широкополосный динамик из высокой ценовой категории
(например, великолепные Sonido);
- Экспериментировать с ШП динамиками из низкой ценовой категории (Beyma,
Visaton или Monacor), добиваясь приемлемой АЧХ, искажений и направленности
на высоких частотах;
- Демонтировать дополнительный рупор ШП головки (соответственно, из
низкой ценовой категории - чтоб не жалко было...) и добавить в систему
хороший ВЧ динамик (например, ленточный Fountek NeoCD1.0).
В дальнейшем, видимо, именно этот вариант будет работать у меня.
В качестве продолжения моей концепции хочется собрать "NEA" от Иштвана Варги
[3,4] на отличных по соотношению цена/качество
широкополосных головках Sonido SFR-145 [5].
Ниже представлены фотографии всех акустических систем, которые я сделал
или доработал в порядке от самой новой до самой старой:
Пара Monitor Audio Bronze BX2. Куплена для
использования в качестве "референсной" акустики.
|
TQWP на Visaton BG20. Мой первый долгострой,
который планирую завершить.
|
Сабвуфер на 25ГДН-3-4. Сделан с нуля - как акустическая
так и активная электрическая часть [6].
|
Пара S90D Alex_Jet Edition. Долго дорабатывались,
на их основе было сделано много выводов и написано 3 статьи
[7]. В конечном итоге были проданы.
|
Пара 15АС-109 Alex_Jet Edition. Первая акустика,
которую я решил полностью перебрать. В итоге был получен положительный
результат [8]. Сейчас лежат без дела дома.
|
Пара АС на Visaton BG20. Были сделаны из корпусов
10МАС-1М для пробного прослушивания широкополосных динамиков и их "прогрева".
|
Двухблочный стереокомплект. Мой первый опыт в
построении акустических систем. Были разобраны 10МАС-1М и 15АС-109, на их
основе сделаны 3-х полосные АС на 20ГДН-1-8, 6ГДШ-5-4 и 5ГДВ-1-8.
Кроссовер рассчитан вручную (по формулам) на основе паспортных значений
чувствительности головок, их способности работать в своем частотном
диапазоне и измеренных значений сопротивлений и импедансов головок.
Сейчас комплект играет на даче.
|
• Ссылки по теме
- Jamo R909 - лучшая европейская High End акустика на сайте марки;
- TQWP на Visaton BG20 - затянувшийся акустический проект воплощения моей концепции;
- DIY SFR145 Box - чертеж заднего рупора для ШП головки Sonido SFR-145;
- "Двое из ларца" или компактный напольный рупор "NEA" от Иштвана Варги - обсуждение на форуме Vegalab;
- SFR-145 - datasheet на широкополосную головку от Sonido;
- Сабвуфер на 25ГДН-3-4 - мой активный акустический долгострой;
- S90 ЧАСТЬ 1. Доводка - первая часть из цикла статей о доработке клонов S90;
- Доработка 15АС-109 - статья о полной доводке рассматриваемой полочной акустики.
Последнее обновление 09.01.2012
|