Моя акустика

Главная
Акустика
Аудио
Статьи и заметки
Фотогалерея
Гостевая
Ссылки
Обо мне
Напишите мне
Обо мне → Моя акустика

Концепция применения динамических головок. На данный момент акустическая система, отвечающая моим требованиям, должна состоять из минимального количества динамических головок - в идеале одного широкополосного динамика. В таком случае получаем точечный источник звука с линейной фазой излучения и, как правило, с высоким КПД при отсутствии разделительных фильтров. Правда такая система имеет множество недостатков - это, прежде всего, большая неравномерность АЧХ (провалы в АЧХ и резонансы в области совместной работы основного диффузора и дополнительного - рупора), резко плавающий уровень гармонических и интермодуляционных искажений, узкая диаграмма направленности на ВЧ, конструктивное и физическое ограничение диаметра широкополосной головки, не позволяющее получить действительно масштабного звука по сравнению с головками большего диаметра.
В итоге, кроме очень хорошего динамика (имеющего ровную АЧХ, низкий уровень искажений и нормальную диаграмму направленности) необходимо бескомпромисное акустическое оформление - установка широкополосной головки в рупор (задний рупор, лабиринт, TQWP) для поднятия НЧ давления за счет излучения задней поверхности диффузора.

Концепция применения акустического оформления. Самое идеальное акустическое оформление (ИМХО) - это акустический экран (АЭ) или открытый ящик (ОЯ) поскольку:

  1. При изготовлении динамиков все измерения происходят в бесконечном экране (infinite baffle), следовательно, частотные характеристики головки будут самыми оптимальными в АЭ;
  2. При установке динамика в АЭ излучение задней поверхности диффузора практически не влияет на процесс звукоизлучения.
Однако, это по большей части относится к средним частотам... для эффективных низов в ОЯ необходимы большие и мощные НЧ динамики (смотрите Jamo R909 [1]), а также солидная подводимая к таким АС мощность.
Оформление типа закрытый ящик не рассматриваю поскольку компрессионная система (при среднестатистическом размере ящика) "убивает" как макро, так и микродинамику звука. Оформления типа фазоинвертор и TL не рассматриваю поскольку в них явно ухудшаются (по сравнению с АС закрытого типа) переходные характеристики, фазоинвертор "живет" своей жизнью - время нарастания фронта звукового сигнала и длительность затухания его свободных колебаний определяется только акустической добротностью фазоинвертора. Кроме этого, "жизни" ниже частоты настройки ФИ у динамиков нет.

Итог. На данном этапе, для себя решил, что мой выбор при создании акустической системы - это среднеразмерный широкополосный динамик, установленный в оформление TQWP [2]. При правильной настройке корпуса получаем солидные (для комнаты 12-16 кв.м) низкие частоты, превосходные, ничем не стесненные средние частоты!

    Чтобы добиться хороших высоких частот в такой системе необходимо:
  • Использовать широкополосный динамик из высокой ценовой категории (например, великолепные Sonido);
  • Экспериментировать с ШП динамиками из низкой ценовой категории (Beyma, Visaton или Monacor), добиваясь приемлемой АЧХ, искажений и направленности на высоких частотах;
  • Демонтировать дополнительный рупор ШП головки (соответственно, из низкой ценовой категории - чтоб не жалко было...) и добавить в систему хороший ВЧ динамик (например, ленточный Fountek NeoCD1.0). В дальнейшем, видимо, именно этот вариант будет работать у меня.
В качестве продолжения моей концепции хочется собрать "NEA" от Иштвана Варги [3,4] на отличных по соотношению цена/качество широкополосных головках Sonido SFR-145 [5].


Ниже представлены фотографии всех акустических систем, которые я сделал или доработал в порядке от самой новой до самой старой:

Загрузить фотографию в новом окне [100кБ]

Пара Monitor Audio Bronze BX2. Куплена для использования в качестве "референсной" акустики.

Загрузить фотографию в новом окне [170кБ]

TQWP на Visaton BG20. Мой первый долгострой, который планирую завершить.

Загрузить фотографию в новом окне [295кБ]

Сабвуфер на 25ГДН-3-4. Сделан с нуля - как акустическая так и активная электрическая часть [6].

Загрузить фотографию в новом окне [192кБ]

Пара S90D Alex_Jet Edition. Долго дорабатывались, на их основе было сделано много выводов и написано 3 статьи [7]. В конечном итоге были проданы.

Загрузить фотографию в новом окне [170кБ]

Пара 15АС-109 Alex_Jet Edition. Первая акустика, которую я решил полностью перебрать. В итоге был получен положительный результат [8]. Сейчас лежат без дела дома.

Загрузить фотографию в новом окне [173кБ]

Пара АС на Visaton BG20. Были сделаны из корпусов 10МАС-1М для пробного прослушивания широкополосных динамиков и их "прогрева".

Загрузить фотографию в новом окне [205кБ]

Двухблочный стереокомплект. Мой первый опыт в построении акустических систем. Были разобраны 10МАС-1М и 15АС-109, на их основе сделаны 3-х полосные АС на 20ГДН-1-8, 6ГДШ-5-4 и 5ГДВ-1-8. Кроссовер рассчитан вручную (по формулам) на основе паспортных значений чувствительности головок, их способности работать в своем частотном диапазоне и измеренных значений сопротивлений и импедансов головок. Сейчас комплект играет на даче.

• Ссылки по теме

  1. Jamo R909 - лучшая европейская High End акустика на сайте марки;
  2. TQWP на Visaton BG20 - затянувшийся акустический проект воплощения моей концепции;
  3. DIY SFR145 Box - чертеж заднего рупора для ШП головки Sonido SFR-145;
  4. "Двое из ларца" или компактный напольный рупор "NEA" от Иштвана Варги - обсуждение на форуме Vegalab;
  5. SFR-145 - datasheet на широкополосную головку от Sonido;
  6. Сабвуфер на 25ГДН-3-4 - мой активный акустический долгострой;
  7. S90 ЧАСТЬ 1. Доводка - первая часть из цикла статей о доработке клонов S90;
  8. Доработка 15АС-109 - статья о полной доводке рассматриваемой полочной акустики.

Последнее обновление 09.01.2012


Обо мне → Моя акустика