• Общее описание
Blinker Light in Automobile (BLiA) - с амер. мигающий свет в автомобиле.
Именно так я назвал эту статью, поскольку техническое решение задачи довольно
простое и устройство не является стробоскопом [1].
Знаю, что такие вещи запрещены, но иногда хочется отличаться от других :).
Данная схема, подключенная к противотуманным фарам и фонарям стоп-сигнала
создает световые эффекты, призванные повысить безопасность движения и снизить
вероятности возникновения аварий.
Устройство выполняет следующие задачи:
- Является драйвером противотуманных фар;
- Разгружает контакты переключателя противотуманных фар;
- Повышает эффективность фонарей стоп-сигналов (в начальный момент
лампы работают в импульсном режиме).
Противотуманные фары (далее - ПТФ) подключаются к устройству, само
устройство - к бортовой сети автомобиля (к АКБ), к кнопке переключения
режимов работы фар и к замку зажигания.
При этом возможны 4 режима работы ламп фар:
- Лампы выключены;
- Лампы включены;
- Лампы левой и правой фар мигают по очереди;
- Лампы левой и правой фар мигают одновременно.
Что касается фонарей стоп-сигнала - они также подключаются к устройству, куда
подключается и выход выключателя стоп-сигнала. "При нажатии на педаль
тормоза лампы работают в импульсном режиме - происходит несколько вспышек
ламп в течение нескольких секунд, затем лампы переходят в обычный режим
непрерывного свечения. Фонари стоп-сигналов значительно эффективнее
привлекают к себе внимание водителей других автомобилей и предотвращают
возникновение аварийной ситуации." - цитата из статьи с сайта Мастер КИТ
[2].
Ниже приведены эпюры напряжений на лампах противотуманных фар и лампах
фонарей стоп-сигнала, из которых понятна логика работы устройства:
Эпюры напряжений на лампах противотуманных фар.
Эпюры напряжений на лампах фонарей стоп-сигналов.
Схема BLiA представлена ниже. Сердцем устройства является микроконтроллер
ATtiny13 [3]. Он согласно своей программе управляет
тремя реле (реле левой ПТФ - K2, реле правой ПТФ - K3, реле для
стоп-сигнала - K4).
Входные сигналы для МК формируются кнопкой выбора режима работы ПТФ - SB1
и выключателем стоп-сигнала (штатный). Дополнительное реле K1 задействовано
для выключения работы силовой части схемы (реле K2 и K3), отвечающей за
питание ПТФ - при выключенном зажигании фары не горят (защита АКБ от
глубокого разряда).
Схема Blinker Light in Automobile.
Фьюзы МК установлены в соответствии с режимами: внутренний RC генератор,
частота 9,6 МГц, деленная на 8 (CKSEL1..0="10", CKDIV8="0"); детектор
пониженного напряжения включен (SUT1..0="00", BODLEVEL1..0="00").
• Детали
Корпус фирмы Kemo Electronic типа G023 и размерами 72х50х27 мм. Оптореле -
любое подобное, транзисторы - ближайшие аналоги или цифровые. Диоды - любые
подобные, но VD6-VD9 - чип-диоды типа GS1M (1N4007 в корпусе DO214AC).
Реле можно применить и другие, но тут надо учитывать их габариты (чтобы
корпус закрылся) и номинальный ток контактов. Контакты JQC-17F/1C рассчитаны
на ток 10А при напряжении 12VDC, контакты WJ105 - на 5А при напряжении 28VDC.
Кнопка SB1 - та, на которую будет заведено управление противотуманными фарами,
может быть штатной в вашем автомобиле или дополнительной.
Описание |
Ссылка |
Исходники программы управления для WinAVR
(makefile, краткое описание) |
|
Плата устройства в формате Sprint Layout |
|
Прошивка для микроконтроллера |
|
• Внешний вид конструкции
Вид BLiA изнутри.
|
Внешний вид BLiA.
|
• Ссылки по теме
- Стробоскоп - Материал из Википедии — свободной энциклопедии;
- NM5403 - Устройство управления стоп-сигналами автомобиля;
- ATtiny13.pdf - 8-bit Microcontroller with 1K Bytes In-System Programmable Flash.
Последнее обновление 05.05.2010
|